Вяземский Е.Е.
Вяземский Евгений Евгеньевич д.пед.н., проф. Федеральной Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МОиН РФ (Москва)
1. Эволюция системы образования в Российской Федерации
Демократические изменения в жизни нашей страны, связанные с распадом СССР и созданием суверенной России, окончание «холодной войны», кардинальное изменение международных отношений, вступление Российской Федерации в Совет Европы предполагают серьезные изменения в системе школьного исторического образования, а соответственно и в системе подготовки, повышения квалификации и переподготовки учителей истории.
Основные изменения российской системы школьного исторического образования, её сложная, подчас мучительная трансформация от «советской» к «постсоветской» модели произошли в 90-е годы ХХ в. и по времени совпали с процессом становления новой российской государственности.
Изменения в исторической науке в этот период можно определить как «смену научной парадигмы». Некоторые историки в США и странах Западной Европы, в том числе сторонники «постмодернизма» считают, что процессы в развитии исторической науки в конце ХХ в. можно классифицировать как «революцию в исторической науке». Однако изменения в системе школьного исторического образования в Российской Федерации в этот период по своим масштабам имели еще более глубокий и «проблемный» характер. В Российской Федерации в 90-е годы ХХ в. в результате усилий Министерства образования РФ и прогрессивной педагогической общественности была создана новая по ключевым параметрам постсоветская система школьного исторического образования, построенная на иной, чем в СССР, идеологической основе, с иными целями и задачами, иными требованиями к учащимся и педагогам.
– придание системе образования относительно демократического и открытого для общественности характера вместо существовавшего ранее «закрытого», ведомственного характера;
– признание идеи вариативности образования как ценности, отвечающей гуманистической сущности человека;
– признание поликультурности, многонациональности и поликонфессиональности российского общества как фундаментальных факторов, которые должны быть отражены в системе исторического образования.
Разумеется, далеко не все названные выше контуры российской системы школьного исторического образования получили последовательное развитие. Вместе с тем новое качество системы школьного исторического образования к концу ХХ в. стало реальностью, которую трудно оспаривать. Так, например, фактор поликультурности и многонациональности российского общества в определенной степени стал основанием для разработки концепции государственного образовательного стандарта, построенного на сочетании федерального и регионального (национально-регионального) компонентов. Таким образом, в 1990-е годы отечественная система школьного исторического образования претерпела фундаментальные изменения по сравнению с тем состоянием, которое она имела в Советском Союзе.
В 1990-е годы еще только происходил поиск новых, адекватных требованиям времени подходов к подготовке и повышению квалификации педагогов-историков. В начале ХХ
в. теоретические и практические поиски эффективной модели подготовки и повышения квалификации педагогов-историков были продолжены. Однако и сегодня ещё преждевременно утверждать, что в Российской Федерации завершился процесс формирования принципиально новой модели подготовки и повышения квалификации педагогов-историков. Определенные претензии и пожелания концептуально-теоретического и практического характера можно высказать в адрес учреждений высшего педагогического образования, которые все еще продолжают подготовку педагогов преимущественно в традициях классической «знаниевой» парадигмы, монокультурного и моноперспективного подходов, хотя в современном мире в образовательных системах все более укрепляются позиции компететностной парадигмы образования, поликультурности и многоперспективности как базовых принципов. Учитывая мировую тенденцию к формированию непрерывного педагогического образования, учреждения системы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) должны определить свою специфическую роль в этом процессе, ценностные, целевые и содержательные ориентиры своей образовательной деятельности, а также обусловленные ими содержание, формы и методы реализации образовательных программ.
2. Нерешенные проблемы в области исторического образования и повышения квалификации педагогических кадров
Педагогическая общественность озабочена проблемами выбора приоритетных направлений развития исторического образования, его качества и эффективности. Широко обсуждаются перспективы применимости в историческом образовании компетентностного, многоперспективного и поликультурного подходов, эффективность избранной модели единого государственного экзамена и целесообразность сохранения традиционных форм экзамена, перспективность развития структуры образования на основе принципов концентризма или линейности, другие актуальные вопросы.
Анализ состояния исторического образования в образовательных учреждениях Российской Федерации в контексте современных требований к образовательным системам показывает, что его эффективность и качественный уровень далеко не в полной мере соответствуют индивидуальным и общественным запросам. Так, в частности, можно констатировать, что в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации не завершено создание целостной системы исторического образования, отвечающей требованиям современного глобализирующегося и динамично развивающегося мира.
– между концептуальными идеями, определяющими содержание, формы и методы школьного исторического образования в современном мире, и реальными возможностями государства, общества, системы образования адекватно реализовать их в педагогической практике;
– между запросами граждан на получение качественного образования и недостаточным уровнем научного осмысления тенденций и перспектив развития образования, отвечающего современным условиям жизни человека в условиях глобализации;
– между современными концепциями исторического образования, определяющими цели, содержание и методы реализации исторического образования, и традиционной системой подготовки и повышения квалификации преподавателей истории в учреждениях высшего профессионального образования и институтах повышения квалификации педагогических кадров.
– слабая в ряде случаев заинтересованность образовательных учреждений в удовлетворении изменившихся образовательных запросов граждан, направленных на получение качественного образования, отвечающего современным требованиям личности, общества и государства;
– недостаточный уровень восприятия отечественной системой образования мировых тенденций развития образования, которые выражаются в ориентации на достижение школьниками конкретных образовательных результатов, способных обеспечить социальные эффекты;
– недостаточное внимание к теории и практике поликультурного, многоперспективного и компетентностного подходов к образованию и повышению квалификации педагогов.
Главная проблема в определении перспектив развития системы исторического образования, на наш взгляд, заключается в том, что не преодолено концептуальное противоречие между современными мировыми тенденциями развития образования и традиционными для отечественной системы образования подходами, не определены пути адаптации мирового педагогического опыта к условиям Российской Федерации.
В образовательных учреждениях Российской Федерации приоритетом образовательного процесса по-прежнему является преимущественно усвоение знаний, а не умения применять эти знания в конкретной жизненной ситуации. Вместе с тем мировая образовательная практика в странах с развитыми демократическими традициями все более ориентируется на освоение востребованного информационной эпохой компетентностного подхода, предполагающего в первую очередь приобретение учащимися опыта работы с разными видами источников информации, критического и творческого отношения к знаниям. Реализация поликультурного подхода требует учета интересов разных групп населения.
Нерешенность в педагогической теории и педагогическом сообществе вопроса об оптимальном соотношении между традиционным для России классическим, традиционным, моноперспективным подходами, с одной стороны, и компетентностным, поликультурным и многоперспективным подходами, – с другой, затрудняет формирование государственной стратегии развития исторического образования, затрудняет освоение актуального зарубежного опыта. Все эти факторы сдерживают модернизацию системы повышения квалификации педагогов-историков.
3. Вызовы современной эпохи и необходимость модернизации системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров
В педагогическом сообществе продолжается поиск путей совершенствования подготовки и повышения квалификации педагогов. Стоит задача подготовить педагогические кадры, которые смогут осуществить модернизацию общего образования, повышение его эффективности и качества. Вместе с тем в системе повышения квалификации пока еще не преодолено концептуальное противоречие между классической «знаниевой» и компетентностной парадигмами образования, между классическим монокультурным и поликультурным образованием, между традиционным моноперспективным и многоперспективным подходами.
Конец ХХ века ознаменовался значительными открытиями и достижениями в разных областях академической и отраслевой науки. Научный прогресс предполагает адекватные изменения в системе общего среднего образования, которое является базовым звеном для системы российского образования в целом. В современном мире утвердилось понимание значимости системы образования как важнейшего фактора формирования нового качества общественного развития. В основе этого вывода – определяющее место человека, «человеческого капитала» в современной мировой экономике и в системе общественных отношений.
Эксперты считают, что система российского образования в принципе способна конкурировать с системами образования развитых стран. Но общество сегодня отдает себе отчет в том, что в системе российского образования необходимы существенные изменения, которые позволят этой системе выйти на уровень современных требований. Эти позитивные изменения с целью обновления системы образования, что позволит привести систему в соответствие с требованиями времени, можно определить как модернизацию образования.
Таким образом, модернизация образования – это политическая и общенациональная задача, решение которой должно обеспечить достижение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства
.
Цель модернизации состоит в создании механизма устойчивого развития многоуровневой системы образования.
4) повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
5) развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения
.
Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями
.
Российская научная и педагогическая общественность правомерно озабочена поиском путей, форм и механизмов модернизации системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров с целью приведения этой системы в соответствие с потребностью времени.
Анализ современного мирового развития позволяет выделить факторы и тенденции, которые должны быть уч
|
|