Повышение квалификации педагогов
Повышение квалификации педагогов
Последние записи

Повышение квалификации педагогов в условиях многоуровневого

Актуальность исследования. Преобразования в жизни российского общества актуализировали разработку проблем образования в современных условиях и определили значимость качества образования как результата развивающих процессов. Изменилась ситуация на всех уровнях образовательного пространства: федеральном, региональном, муниципальном и школьном. В дополнительном профессиональном образовании, базирующемся на принципах андрагогики (обучения взрослых), все чаще рассматриваются проблемы регионализации, о чем свидетельствуют результаты исследований многих авторов, таких как М.В. Артюхов, И.М. Бадаян, А.В. Даринский, Д.Ц. Дугарова, А.И. Жилина, СИ. Змеев, B.C. Кошкина, В.Б. Куликов., Л.В.Лосева, Н.Д. Малахов, С.Д. Намсараев, Ю.Н. Петров, В.М. Петровичев, В.И. Подобед, С.А. Репин, B.C. Собкин, П.С. Писарский, И. Д. Чечель, В.А. Штурба, В.З. Юсупов и др. Повышение квалификации педагогов решает задачи «образовательной деятельности в обучении и воспитании за пределами основных образовательных программ, государственных образовательных стандартов» (Комментарий к Закону РФ «Об образовании», 2001, с.445), в соответствии с современной тенденцией -ближе к учителю, к школе. Повышение квалификации трактуется как обучение, имеющее целью совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов. Оно направлено на формирование его культурно-образовательной сферы. В профессиональную подготовку специалиста включается развитие таких качеств личности, которые востребованы на данном этапе и специальные знания и умения, как средства его успешной деятельности. Происходит перенос акцента в подготовке педагога на место его работы и в связи с этим идет разработка и апробация новых методик переподготовки и повышения квалификации с организацией новых структур, форм (Змеев СИ., Никитин Э.М.. Санжиева Я.Б.). Осуществляется общенаучная, психолого- педагогическая и предметная направленность процесса обучения, в результате чего достигается фундаментализация образования педагогов. В разработке теоретических и практических вопросов обучения особую значимость имеют фундаментальные работы Ю.К. Бабанского, B.C. Лазарева, В.И. Слободчикова, П.В. Худоминского. Несомненную ценность представляют различные аспекты методологического обоснования системы непрерывного образования, проблем и перспектив его развития, психологические проблемы образования взрослых, проблематика развития творческого потенциала личности, отраженные в работах Т.Г. Браже, С.Г. Вершловского, Б.С. Гершунского, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, Э.М. Никитина, В.А. Сластенина, Е.П. Тонконогой, И.Д. Чечель, Т.Н. Шамовой, В.И. Юдина и др. В научной литературе рассматриваются вопросы совершенствования повышения квалификации педагогов, исследуются возможности системы в реорганизации регионального образования, как социального института, обладающего механизмом зонтичного влияния, «пробуждение субъектности в региональных и национально-педагогических сообществах», изучаются педагогические и психологические проблемы повышения творческой самостоятельности педагогов в курсовой подготовке (Дугарова Д.Ц.-Д., Намсараев С.Д., Никитин Э.М., Моисеев A.M., Поташник М.М. и др.). Многими исследователями (Браже Т.Г., Капитанская А.К., Кулюткин Ю.Н., Тонконогая Е.П., Чечель И.Д. и др.) разработаны подходы к проблеме развития институтов повышения квалификации (ИПК), их перерастание в учреждения с принципиально новыми функциями. Тем не менее, на практике существует некоторая инерционность системы повышения квалификации (СПК) по сравнению с инновациями в школе. Разнообразие школ и широкий спектр их потребностей приводят к поиску новых форм обучения учителей. Это подтверждено исследованиями А.И. Адамского, М.М. Поташника, И.С. Фрумина, И.Д. Чечель и др. Поэтому наряду с традиционным повышением квалификации появляются новые структуры в виде региональных центров развития образования, «эвриканской сети» повышения квалификации непосредственно в образовательных учреждениях, филиалов ИПК (Ханты-Мансийский, Братский, Ангарский, Самарские и др.). Появление филиалов в ИПК имеет свои основания. Объективным можно считать противоречие между нормативным повышением квалификации (ПК) работающих педагогов и невозможностью постоянного прохождения ими курсов по разным причинам. Это оказывает негативное влияние на творческий рост учителей и их профессионализацию. Другим основанием является необходимость учета местных особенностей, близость тематики к практическим запросам учителей, школ. - между традиционными формами и необходимостью создания новых форм, структур ПК с учетом условий субрегиона, муниципалитетов, школ и потребностей слушателей; - между необходимостью выполнения нормативных требований повышения квалификации педагогов и отсутствием современных научно обоснованных моделей, технологий непрерывного повышения квалификации. Для преодоления данных противоречий необходимы не только традиционные организационно-педагогические меры, но и новые подходы, в т.ч. многоуровневость в повышении квалификации педагогов в новом понимании. В связи с этим становится крайне необходимым исследование специфических особенностей повышения квалификации в процессе организованного воздействия на них учреждений повышения квалификации по месту работы и жительства. Актуальность проблемы повышения квалификации педагогов на местах их жизнедеятельности обусловила тему исследования: «ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ». Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная разработка содержательно-структурной модели многоуровневого повышения квалификации педагогов как необходимое условие их профессионального совершенствования с учетом особенностей образовательной ситуации субрегиона. Объект исследования: система повышения квалификации педагогов. Предмет исследования: многоуровневое повышение квалификации педагогов. Гипотеза исследования: необходимое качество и эффективность повышения квалификации педагогов в условиях субрегиона будут обеспечены, если: - в содержании повышения квалификации будут реализованы базовая и адаптивные образовательные программы и средовой подход, обеспечивающий реализацию вариативно - модульного содержания. - проанализировать исторические аспекты феномена «система повышения квалификации», раскрыть ее сущность в системе современного дополнительного образования; - разработать базовую и адаптивные образовательные программы, направленные на развитие профессионализма педагогов; - экспериментально проверить эффективность многоуровневой модели повышения квалификации педагогов. Теоретико-методологической основой исследования служили положения общей и частной научной методологии: системный подход к исследованию сложных динамических социальных систем в работах В.В. Глущенко, И.И. Глущенко, И.Н. Кузнецова, A.M. Новикова, диалектико-материалистическое понимание деятельности В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, системный и синергетический подходы в анализе развития системы повышения квалификации педагогов в исследованиях В.И. Гараджа, В.В. Краевского, A.M. Новикова и др., концептуальные положения организации постдипломного образования педагогов в работах С.Г. Вершловского, В.Г. Онушкина и др., андрагогики Т.Г. Браже, СИ. Змеева, Ю.Н. Кулюткина и др. Методы исследования. Для решения поставленных задач и подтверждения исходной гипотезы использовались следующие методы: - теоретические (анализ педагогико-психологической, методической литературы; моделирование; синтез эмпирического материала); - эмпирические (прямое, косвенное, включенное наблюдения; анкетирование, опрос, интервьюирование, рейтинг); - экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперименты, самооценка и экспертная оценка, анализ программ и др.); - методы статистической обработки экспериментальных данных, их анализ, графическая интерпретация; дескриптивные — описание исследовательского материала и полученных материалов. С целью проверки выдвинутых предположений нами был проведен педагогический эксперимент, в процессе которого разрабатывались планы и программы уровневого повышения квалификации для обеспечения равных возможностей их использования во всех заданных условиях с целью уточнения критериев оценки эффективности курсовой подготовки, проектирования проверки переходных периодов от традиционного повышения квалификации к инновационному и состоятельности внедрения новой модели курсовой подготовки педагогов в практику деятельности. Экспериментальной базой исследования явились муниципальные системы образования Хоринского, Бичурского, Кяхтинского, Иволгинского, Прибайкальского, Северобайкальского, Муйского, Баунтовского районов и города Северобайкальска и их базовые школы: Кяхтинская №3, Бичурская№1, Малокуналейская СШ, Турунтаевская №1, Хоринская №1, Иволгинская СШ, Хурумшинская, Оронгойская СШ, Боргойская СШ Джидинского района. На разных этапах исследования экспериментальной работой было охвачено более 4400 педагогов из школ вышеперечисленных районов. Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа в течение 1996-2004 годов. На каждом этапе решались задачи в соответствии с целями исследования, применялись соответствующие методы исследования. На первом этапе (1996-1998 гг.) - подготовительном, изучались отечественные и зарубежные источники по методологии, теории и практике непрерывного педагогического образования, диссертационные работы по проблеме исследования; был организован констатирующий эксперимент в районах республики, в ходе которого изучался уровень профессионализма учителя, возможности совершенствования содержания, форм и структуры повышения квалификации учителя, определялись исходные параметры работы, ее предмет, гипотеза, методология и методы. На втором этапе (1998-2000 гг.) - опытно-экспериментальном (формирующем), проведен многоаспектный анализ по созданию и деятельности в институте многоуровневой методической службы; поиск и апробация эффективных организационно-педагогических условий для проведения курсовой подготовки учителя. Данная работа сопровождалась регулярным анализом полученных результатов. На третьем этапе (2000-2004 гг.) - итогово - обобщающем, внедрение модели многоуровневого ПК педагогов в северных районах Бурятии. Осуществлены анализ и обобщение результатов исследования, формулировка выводов, оформление полученных результатов в диссертационное исследование. Научная новизна исследования состоит в том, что: - реализуются базовая и адаптивные программы повышения квалификации, обеспечивающие адаптационный характер организации процесса обучения; - обоснован средовой подход в процессе повышения квалификации, позволяющий применение современных технологий обучения взрослых. Теоретическая значимость работы состоит в том, что: - обоснован концептуальный подход к содержательно-структурным основаниям многоуровневого повышения квалификации, обеспечивающий оптимизацию совершенствования профессиональной деятельности педагогов; - теоретически описана и экспериментально опробована модель повышения квалификации в условиях многоуровневости. Практическая значимость исследования заключается в разработке и экспериментальной проверке содержательно-структурной модели многоуровневого повышения квалификации педагогов, которая может быть использована в системе повышения квалификации других регионов как условие непрерывности обучения; - технология многоуровневого повышения квалификации педагогов учитывает образовательную ситуацию и средовой подход в процессе повышения квалификации и может формировать устойчивые профессиональные знания и умения педагога. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологическими и теоретическими положениями решения поставленных задач; применением методов исследования, адекватных предмету, целям, задачам исследования; качественно-количественным анализом полученного материала, отличающегося репрезентативностью и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы. квалификации педагогов, оп


Похожие записи:
  1. Развитие системы повышения квалификации педагогов обсудили в
  2. Повышение квалификации педагогов и работников социальной сферы
  3. Образовательный портал Ucheba.com - психология, психологические
  4. Тюрко-Татарский Мир: Вяземский Е.Е. - Название статьи «Теоретико
  5. Курсы и аттестация. Курсы повышения квалификации, курсы английского
  6. Развитие системы повышения квалификации педагогов обсудили в
  7. СеверИнфо — На повышение квалификации педагогов Псковской области

курс | обучение | повышение | образование | квалификация | архив
Hosted by uCoz